Уникальная возможность стать соавтором нового медиа. Предложи редакции свою новость или статью.

«Антиотмывочный» закон

«Антиотмывочный» закон

Бухгалтеры должны отслеживать денежные операции некоторых клиентов и их родственников. По закону 115-ФЗ также нужно замораживать средства подозрительных организаций и сообщать об этом в Росфинмониторинг.

18 марта 2019 года вступили в силу поправки в «антиотмывочный» закон № 115-ФЗ. Они уточняют обязанности бухгалтеров и аудиторов в системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, противодействия финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения.

О новых обязанностях людей, которые ведут предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, рассказал Минфин в информационном письме № ИС-учет-17 от 12.04.2019.

Что вошло в обязанности бухгалтера

Требования распространяются на бухгалтеров, которые осуществляют контролируемые сделки от имени или по поручению своего клиента.

Теперь бухгалтеры обязаны:

  • идентифицировать клиента, его представителя, выгодоприобретателя и бенефициарных владельцев;
  • применять меры по замораживанию денежных средств или другого имущества;
  • создать правила внутреннего контроля, направленные на предотвращение отмывания денег и финансирование терроризма. Назначить ответственных за их соблюдение;
  • фиксировать и хранить информацию;
  • исполнять при обслуживании публичных должностных лиц требования, установленные пунктом 1, 3 и 4 статьи 7.3 закона № 115-ФЗ;
  • уведомлять Росфинмониторинг о контролируемых операциях, в отношении которых есть обоснованное предположение, что они совершаются для отмывания доходов или финансирования терроризма.

Обязательному контролю подлежат денежные операции и операции с имуществом, которые клиент бухгалтера совершает на сумму от 600 000 рублей.

Контролировать нужно обмен банкнот разных достоинств, внесение физическим лицом наличных в уставный капитал организации, открытие вклада в пользу третьих лиц и другие сделки, установленные статьей 6 № 115-ФЗ.

Как идентифицировать клиента

Идентификацию клиента аудиторы и бухфирмы проводят на основании документов, которые предоставляет клиент. Также к ним относятся документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью.

Для идентификации необходимы:

  • оригинал паспорта;
  • данные миграционной карты для иностранных граждан;
  • документ, подтверждающий право проживания или пребывания на территории государства иностранного гражданина или человека без гражданства.

Для идентификации юридического лица бухгалтеру понадобятся:

  • наименование лица;
  • организационно-правовая форма;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • либо код иностранной организации;
  • либо основной государственный регистрационный номер и адрес юридического лица;
  • либо регистрационный номер, место регистрации и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано.

Иностранная структура без образования юридического лица должна предоставить:

  • наименование;
  • регистрационный номер, присвоенный в государстве, где зарегистрирована структура;
  • код иностранной структуры в государстве, где она зарегистрирована в качестве налогоплательщика
  • данные о месте ведения основной деятельности.

Уточните как идентифицировать конкретного клиента в статье 7 № 115-ФЗ.

Когда замораживать средства клиентов

Бухгалтеру нужно принять меры по блокировке денежных средств или другого имущества клиентов, если последние появились в перечне организаций и физлиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму, а также распространению оружия массового уничтожения.

Замораживать следует немедленно, или не позднее одного рабочего дня со дня опубликования такой информации. Исключение составляют случаи, установленные пунктами 2.4 и 2.5 статьи 6 закона № 115-ФЗ.

Упомянутый перечень находится на официальном сайте Росфинмониторинга. Проверять, не попали ли в него клиенты бухфирмы, нужно как минимум раз в три месяца.

Бухгалтер обязан сообщить о блокировании денег и имущества клиентов в Росфинмониторинг. Согласно закону, в указанных случаях «заморозка» не станет основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности бухгалтера.

Организациям и физическим лицам, которые включены в перечень по ошибке, нужно обратиться в уполномоченный орган с заявлением об их исключении перечня РФМ. Отрицательное решение можно обжаловать в судебном порядке.

Какую информацию фиксировать

Фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения о контролируемых операциях нужно не позднее трех рабочих дней, следующих за днем их совершения.

Бухгалтер предоставляет следующие данные:

  • вид операции и основания ее совершения;
  • дату совершения операции и сумму, на которую она совершена;
  • сведения, необходимые для идентификации лица, совершающего операцию;
  • сведения, необходимые для идентификации лица, по поручению и от имени которого совершается операция;
  • сведения, необходимые для идентификации представителя, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, который совершает операцию;
  • сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

  • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или законной цели;
  • несоответствие сделки целям деятельности организации, которые установлены учредительными документами;
  • неоднократное совершение операций или сделок с целью уклонения от процедур обязательного контроля, предусмотренных законом № 115-ФЗ;
  • совершение операции или сделки клиентом, в отношении которого уполномоченный орган направил в запрос о предоставлении информации;
  • отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации есть подозрения, что она осуществляется в целях отмывания доходов или финансирования терроризма.

Хранение данной информации, в том числе обеспечение ее конфиденциальности, нужно прописывать в правилах внутреннего контроля аудиторских и бухгалтерских фирм.

Чьи денежные операции нужно отслеживать

Бухгалтера должны обоснованными и доступными способами выявлять среди клиентов публичных должностных лиц. К ним относятся люди, замещающие или занимающие:

  • государственные должности РФ,
  • должности членов Совета директоров ЦБ,
  • должности федеральной госслужбы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляет Президент или Правительство,
  • должности в ЦБ, госкорпорациях и других организациях, которые включены в перечни должностей, определяемых Президентом;
  • иностранные публичные должностные лица,
  • должностные лица публичных международных организаций.

Если бухгалтер присвоит финансовым операциям публичных должностных лиц РФ высокую степень риска их совершения для легализации доходов или финансирования терроризма, необходимо:

  1. принять клиентов на обслуживание только с письменного решения руководителя, его заместителя или руководителя обособленного подразделения, которому делегированы соответствующие полномочия;
  2. обоснованными и доступными средствами определить источники происхождения денежных средств или другого имущества таких клиентов;
  3. регулярно проверять и обновлять информацию о данных публичных должностных лицах, в том числе на сайте РМФ;
  4. отслеживать операции с деньгами или другим имуществом, которые совершают публичные должностные лица. Также отслеживать операции, которые совершают от имени клиентов или от своего имени супруги клиентов, близкие родственники, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные.

Если бухгалтер присваивает высокую степень риска финансовым операциям клиента-должностного лица публичной международной организации, нужно принять те же меры, что для публичных должностных лиц РФ.

Поправки в 115-ФЗ введены законом № 33-ФЗ от 18.03.2019 года. Ознакомьтесь с ним заранее, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

Статьи по теме
Как не надо оптимизировать налоги

Как не надо оптимизировать налоги

Когда могут отказать в отпуске

Когда могут отказать в отпуске

Зачем нужен порядок в кодах ОКВЭД

Зачем нужен порядок в кодах ОКВЭД

247-ФЗ: что изменилось в бухучете

247-ФЗ: что изменилось в бухучете

Подпишись на рассылку
Только важные новости, никакого спама

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Go to top of page