У каждого россиянина с рождения появляется страховой номер индивидуального лицевого счета. Когда его присваивают, выдают страховое свидетельство государственного пенсионного страхования — знакомую всем зеленую карточку.
Но с 1 апреля 2019 года страховые свидетельства выдавать перестали по Федеральному закону от 01.04.19 № 48-ФЗ. Вместо них теперь используются уведомления — бумажные или электронные.
СНИЛС — это номер лицевого счета в пенсионном фонде, хотя касается он не только пенсии. Без него нельзя устроиться на работу, получить доступ к госуслугам, взять кредит или получить материнский капитал.
Обратите внимание! Этот номер был и остается важным реквизитом, отменена только привычная форма документа.
Правила получения СНИЛС
Номер лицевого счета стал своего рода идентификатором личности. Его присваивают не только для пенсионных прав, но и для получения пособий и госуслуг. То есть, теперь СНИЛС могут получить не только граждане России.
Индивидуальный лицевой счет будут открывать:
- гражданам РФ;
- иностранцам;
- лицам без гражданства, которые временно живут в России.
Основанием для этого теперь может быть:
- Личное заявление. Его можно подать через работодателя, в отделении ПФР или МФЦ.
- Сведения из ведомств, куда человек обратился за какой-то госуслугой. Раньше такого не было.
Другими словами, если у человека нет СНИЛСа, а он оформляет какие-то документы в МФЦ, то оттуда передадут данные в пенсионный фонд и лицевой счет будет открыт автоматически. Также сведения о лицевом счете можно будет запросить в МФЦ или получить бесплатное уведомление на портале госуслуг.
Правила пользования
В новом законе сохраняется обязанность сообщать в ПФР об изменении фамилии. Это нужно сделать в течение месяца после изменения данных — через работодателя, МФЦ или лично в отделении ПФР. При этом закон закрепляет за Пенсионным фондом новое право — узнавать об изменении паспортных данных от МВД.
Если у вас есть пластиковое зеленое свидетельство, не нужно его выбрасывать или менять. Оно будет действовать как раньше: его можно предъявлять при устройстве на работу, для получения пособий и в банк. Если же свидетельства нет, его заменит распечатка или электронный документ из личного кабинета на сайте ПФР. Электронный документ должен быть подписан электронной подписью. Такая услуга появится в личном кабинете в течение трех месяцев.
Обратите внимание! Государство не проводит никаких замен документов, за это не нужно ничего платить и передавать куда-либо свои персональные данные.