Комиссия по законопроектной деятельности одобрила три законопроекта, которые касаются информации о трудовой деятельности граждан. Изменения коснутся правил ведения трудовых книжек, отчетности в ПФР и ответственности за нарушение ее сроков.
Первый законопроект предлагает полностью перейти на электронный формат трудовых книжек. Работодатель будет хранить всю информацию о трудовой деятельности и стаже работника в электронном виде и передавать ее в ПФР. К такой информации относятся:
- сведения о работнике,
- выполняемой им работе,
- переводах на другую постоянную работу,
- об увольнении работника,
- основания прекращения трудового договора.
Работник сможет получить необходимые сведения на бумажном носителе или в электронной форме:
- у работодателя по последнему месту работы,
- в МФЦ,
- в ПФР,
- на портале госуслуг.
Трудовые книжки на бумажном носителе отменят не сразу. Если работник хочет, чтобы его книжку вели в бумажном виде, он должен подать соответствующее заявление до конца 2020 года.
С 1 января 2021 года работодатель освобождается от ответственности за хранение трудовых книжек. Работникам, которые не подали заявление, трудовые книжки выдадут на руки, а сведения об их трудовой деятельности будут вестись в электронном виде.
Те, кто впервые устраивается на работу, бумажных трудовых книжек уже не увидят.
Если работник увольняется, а работодатель не спешит выдавать ему сведения о трудовой деятельности или допустил ошибки в их оформлении, он обязан выплатить работнику заработок за все дни задержки.
Второй законопроект обяжет работодателя с 1 января 2020 года представлять в информационную систему ПФР сведения о трудовой деятельности сотрудников.
Для этого индивидуальный лицевой счет будет дополнен разделом «Сведения о трудовой деятельности». В него включаются сведения о:
- месте работы,
- обязанностях;
- приеме на работу,
- специальности, профессии с указанием (при наличии) квалификации (разряда, класса, категории, уровня квалификации),
- переводах на другую работу,
- об увольнении и основаниях прекращения трудового договора и т.д.
Эту информацию нужно предоставлять в ПФР ежемесячно не позднее 15 числа.
С 1 января 2021 года сведения о приеме на работу или увольнении должны быть предоставлены на следующий день после издания приказа.
Третий законопроект предусматривает ответственность за неоднократное нарушение этого правила. Если работодатель нарушит закон два или более раза в течение года, он получит предупреждение. Сведения о нарушениях будут передаваться в Роструд в электронной форме через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.
Как видим, законодательство идет в ногу со временем и технологиями. Теперь работник может видеть, правильно ли работодатель отражает сведения о его трудовой деятельности. Но минус в том, что при сбое в работе системы эти данные могут пропасть. Однако и бумажную трудовую можно подделать, так что жизнь многограннее любых законов.