В каждом новом поколении доверие к интернету и гаджетам растет. Вместе с технологиями развиваются и методы мошенников. Разберем наиболее популярные схемы краж на сегодняшний день.
Социальная инженерия
За сложным термином кроется очень простая вещь — злоупотребление доверием. Часто аферисты бывают хорошими психологами, для которых войти в доверие и обмануть человека не составляет труда. Они представляются сотрудниками служб безопасности банков, социальных служб, полиции, прокуратуры, ремонтниками, сантехниками или медиками. На это попадаются все категории населения без исключения.
Через прямой контакт с жертвами преступники получают всю конфиденциальную информацию: реквизиты документов, номера и пароли банковских карт, логины и одноразовые пароли, и в итоге — доступ к банковскому счету.
В последнее время злоумышленники при совершении звонков стали пользоваться сервисами передачи голоса по IP (Voice over IP, VoIP). Чаще всего они представляются сотрудниками службы безопасности банка. Отследить, откуда сделан звонок, невозможно.
Многодетной семье Ивановых позвонила девушка и представилась сотрудницей социальной службы. Она предложила компенсировать затраты на путевки в детский оздоровительный лагерь. Глава семьи согласился и назвал номер карты, на которую можно перевести деньги. Девушка попросила назвать одноразовый пароль из СМС, после чего с карты исчезли все деньги. Никакой компенсации, естественно, семья не дождалась.
Как защититься: не называть данные своей карты по телефону (особенно CVC/CVV код, пароли, пришедшие в смс-сообщениях) никому. То же самое касается реквизитов документов, по которым вас можно идентифицировать: паспорт, СНИЛС, ИНН, водительские права и студенческий билет.
Самопереводы
В этом случае жертва сама переводит деньги на счет мошенников. В зоне риска оказываются граждане, которые что-то продают или покупают на сайтах бесплатных объявлений или в социальных сетях, а также те, с кем мошенники вступают в переписку в социальных сетях со странички «взломанного» друга.
Преступники вежливо общаются с жертвой, предоставляют фото и всю информацию якобы о товаре, а затем просят заплатить вперед. После этого они обычно пропадают.
Евгения хотела купить зеркальную фотокамеру. Посоветовавшись с подругой-фотографом, она остановила свой выбор на довольно дорогом аппарате. Но оказалось, что эту модель уже давно сняли с производства, и есть только два варианта — искать по оптовым складам или купить с рук. Но Евгении попался сайт, где эти камеры распродавали со склада по низкой цене. Она оформила заказ и оплатила с карты 15000 рублей. После чего сайт перестал открываться. Камеру ей не прислали.
Если вы стали жертвой таких мошенников, обязательно подайте заявление в полицию. Шанс вернуть деньги очень мал, но это поможет остановить преступников.
Как защититься: прежде чем заказывать что-либо на сайте, поищите информацию о нем или о продавце. Посмотрите, есть ли отзывы вообще и какого характера. Если вы общаетесь с продавцом напрямую и он находится в другом городе, попросите подтвердить наличие товара видеосъемкой или сессией по скайпу. Не переводите оплату за товар на карту, договоритесь о наложенном платеже при получении.
Самопереводы в симбиозе с VoIP дают еще одну популярную схему мошенничества. Под видом сотрудников службы безопасности банков мошенники просят своих жертв перевести деньги на «резервный счет» для их сохранности. Конечно же, никакого резервного счета у банка нет и быть не может, мошенники пользуются доверчивостью граждан, которые в итоге сами переводят деньги на их счета.
Важно: большинство банков не звонят своим клиентам. Если вам поступил звонок с номера телефона, похожего на номер вашего банка, но при этом «сотрудник» просит вас сообщить конфиденциальную информацию, то просто положите трубку и перезвоните в банк по номеру телефона, указанному на сайте банка или оборотной стороне вашей банковской карты.
Обман пенсионеров
Пенсионеры менее всего защищены от действий мошенников. Это объясняется тем, что люди пожилого возраста имеют высокий уровень доверия к государственным структурам. Этим и пользуются мошенники, которые понимают, что пенсионеры очень легко предоставляют всю свою конфиденциальную информацию любому встречному.
Одна из преступных схем: узнать информацию о пенсионере, войти в доверие и предложить товар или услугу по заоблачной цене. Предлагают чудодейственные лекарства, которые оказываются пустышками, приборы, бытовую технику, медицинские услуги.
Елене Ивановне позвонил мужчина, сразу обратился к ней по имени и отчеству. Спросил, как она себя чувствует. Пенсионерка недавно перенесла инсульт, и ей было очень трудно даже передвигаться по дому. А квартира большая, нужно регулярно убираться. Аферист убедил женщину, что специально для нее есть чудо-пылесос, который сам передвигается и убирает пыль — ей нужно только нажать на кнопку. Пенсионерка купила пылесос за 70000 рублей, красная цена которому — 5000 рублей, и отдала последние сбережения.
Как защититься: объяснить пожилым членам семьи, что хорошие вещи не будут продавать по телефону или ходить по квартирам. Убедить их в подобных случаях сперва звонить детям или внукам, а если такой возможности нет — отказываться от любых предложений, какими бы заманчивыми они не казались.
Вирусное заражение устройств с операционной системой Android
Онлайн-шопинг, мобильные банки, Google Pay прочно вошли в нашу жизнь. Проблема лишь в том, что мобильные устройства не всегда обеспечивают должный уровень безопасности.
Устройства с операционной системой Android особенно уязвимы. Наиболее подвержены вирусной атаке могут быть клиенты банков, использующие СМС-банкинг и мобильные банковские приложения на таких устройствах.
Владелец смартфона получает сообщение, в его тексте ссылка, которая при открытии инициирует загрузку вирусной программы. Как только вирус попадает в смартфон, он начинает рассылать «вирусные» СМС по контактным листам пользователя. Параллельно он делает запрос на номер СМС-банкинга и узнает баланс счета владельца смартфона. После этого вирусная программа переводит деньги на счета, подконтрольные злоумышленникам. Вирус способен перехватывать входящие СМС-сообщения, поэтому владелец смартфона может не знать о снятии денег со счета, оповещения о списаниях просто не доходят. Кроме того, вирус может открывать окна браузера, визуально похожие на окна авторизации банковских приложений, и при вводе данных своих карт пользователи отправляют средства напрямую мошенникам. В некоторых случаях вирус может блокировать смартфон.
Геннадий получил электронное письмо — рассылку, оформленную в стиле известного интернет-магазина. Он не удивился, ведь недавно регистрировался на этом сайте и заказывал там детали для велосипеда. В письме было предложение перейти по ссылке и принять участие в опросе. Он открыл ссылку с телефона. Никакого опроса не открылось, а вот деньги с карты, подключенной к Google Pay, пропали.
Как защититься: не открывать подозрительные ссылки. Это касается не только мобильных устройств, но и компьютеров. Также установите на телефон антивирус и регулярно проверяйтесь на вредоносные файлы и ПО.
***
Сила действия равна силе противодействия. Если мы будем соблюдать правила безопасности при совершении покупок в интернете, электронных платежей и руководствоваться здравым смыслом в телефонных разговорах с незнакомыми людьми, у мошенников будет меньше лазеек, по которым можно прибрать к рукам наши деньги.