Уникальная возможность стать соавтором нового медиа. Предложи редакции свою новость или статью.

Как наладить работу с самозанятыми

Как наладить работу с самозанятыми

Многие организации пользуются услугами фрилансеров: у одних работает копирайтер, у других — дизайнер, у третьих — бухгалтер.

Однако, с 1 января 2019 года начал действовать налог на профессиональный доход или «налог для самозанятых». Теперь с такими сотрудниками можно работать открыто и не платить налоги. Но как это сделать, и какие документы оформить?

Оформляют такое сотрудничество двумя способами:

– Легальный: заключается договор гражданско-правового характера, и организация уплачивает взносы в ПФР и ФОМС, а с физического лица удерживается 13% НДФЛ;

– Нелегальный: договор не составляется, в штате сотрудник не числится, а оплату переводят на карту. При этом организация экономит на зарплатных налогах 30% и НДФЛ, а работник получает всю сумму без удержаний и не отчитывается перед государством.

Однако, с 1 января 2019 года начал действовать налог на профессиональный доход или «налог для самозанятых». Теперь с такими сотрудниками можно работать открыто и не платить налоги. Но как это сделать, и какие документы оформить?

В чем суть налога?

В России более 38 млн человек нигде не работают официально, а государство не получает 9 трлн рублей. Поэтому правительство решило провести эксперимент и вывести из тени таких «безработных». Эксперимент проходит в Москве и МО, Калужской области и республике Татарстан. Рассчитан он на 10 лет и будет действовать с 1 января 2019 года до 31 декабря 2028 года. Если результаты эксперимента устроят правительство, новый налог введут во всех регионах.

Самозанятые – это специалисты, которые работают только на себя, не имеют сотрудников и общаются с заказчиками напрямую. Они могут оказывать услуги, как физическим лицам, так и организациям. Чаще всего, это люди из сферы услуг — таксисты, копирайтеры, сантехники, уборщицы, интернет-маркетологи и другие. Они могут днем работать как наемные сотрудники, а в свободное время подрабатывать в качестве самозанятых. Причем, их доход должен составлять не более 2,4 млн рублей в год или 200 тысяч рублей в месяц.

Кто-то из самозанятых называет новый закон «миной замедленного действия», а кто-то ждал его с нетерпением. Это те, кто устал работать «в темную», боятся контрольных проверок налоговиков и штрафов за незаконную предпринимательскую деятельность. Государство учло опасения самозанятых и создало для работы такие условия:

– Простая регистрация. Не нужно ехать в налоговую инспекцию и общаться с налоговиками. Регистрация происходит быстро в приложении «Мой налог» или в отдельном Личном кабинете. О том, как это сделать мы писали в статье «”Мой налог”: приложение для самозанятых». Там же можно найти все необходимые ссылки.

– Нет отчетности. В отличие от ИП, самозанятый не сдает деклараций. Все данные формируются в приложении, и ФНС сама контролирует начисление налога.

– Не нужно самостоятельно перечислять налог. Приложение «Мой налог» рассчитает до 12-го числа следующего месяца сумму налога, и до 25-го числа самостоятельно снимет начисленную сумму с расчетного счета, указанного в приложении. Пока данная функция не реализована, но разработчики обещают ее ввести до крайнего срока первой оплаты налога – 25 марта.

– Простые расчеты. При работе с физическими лицами нужно заплатить государству 4% с полученной суммы, а при сотрудничестве с юридическими лицами — 6%.

– Онлайн-касса. Самозанятому не нужно покупать кассу – она есть в приложении. При расчете с работодателем самозанятый распечатывает или пересылает чек заказчику.

– Налоговый вычет. Самозанятому сразу после регистрации начисляется сумма 10 000 рублей. Вычет уменьшает ставку налога на профессиональный доход. При работе с физическими лицами ставка снижается до 3%, а при работе с юрлицами – до 4%. Вычет применяется до тех пор, пока сумма не исчерпается.

– Нет страховых взносов. Самозанятому не нужно платить фиксированные сборы в ПФР и ФОМС, но придется самому позаботиться о пенсии и безбедной старости.

Какие есть выгоды при работе с самозанятыми?

Представим такую ситуацию. В оптово-розничной компании работает кладовщиком дядя Саша. Его оклад равен 30 000 рублей, и работодатель платит за него налоги в бюджет:

– страховые взносы 30%: 9000 рублей
– НДФЛ 13%: 3900 рублей
Итого сборов: 12 900 рублей

Предположим, что в 2019 года дядя Саша выходит на пенсию. Отдел кадров предлагает нового сотрудника Владимира, который зарегистрировался как самозанятый. Организация заключает с ним гражданско-правовой договор и увеличивает его зарплату на 6% — налог на профессиональный доход. Экономия очевидна: вместо 12 900 рублей налоги составят 1800 рублей.

Однако оптимизировать налоги с помощью перевода сотрудников в самозанятые не удастся!

Согласно п.п. 8 п.1 статьи 6 закона 422-ФЗ от 27.11.2018г., работодатель в течение двух лет после увольнения не может заключить договор с бывшим сотрудником. Это грозит доначислением страховых взносов, подоходного налога и штрафом.

Отследить нарушение просто: в чеке, который формируется в приложении «Мой налог», самозанятый указывает ИНН плательщика. Эти сведения сразу поступают в ФНС. Легко сопоставить, являлся ли самозанятый сотрудником данной организации.

Зачем работать с самозанятыми?

– Меньше работы отделу кадров. При приеме на работу физического лица появляется много бумажной волокиты: принять на работу, оформить трудовой договор, включить в штатное расписание, рассчитать зарплату и перечислить налоги, начислять отпускные. При работе с самозанятым достаточно оформить договор и получить чек за оказанные услуги.

– Низкие налоги. Затраты на самозанятого равны нулю. Все налоги они платят сами, зато организация экономит на страховых взносах 30%, подоходном налоге и социальных выплатах.

– Увеличение расходов. Стоимость услуг включается в расходы организации. Бумажный или электронный чек, полученный от самозанятого, можно списать в затраты и снизить налогооблагаемую базу.

Как начать работу с самозанятыми?

Схема работы похожа на взаимодействие с ИП. Чтобы налоговики не переквалифицировали договор с самозанятыми в трудовой, воздержитесь от таких фраз как «заработная плата», «испытательный срок», «место работы» и «должность». Вместо этого пишите «исполнитель», «подрядчик», «срок действия договора». Иначе налоговая инспекция доначислит самозанятому НДФЛ, страховые взносы и все социальные выплаты: отпускные, компенсации и больничные.

Шаг 1

Заключите с самозанятым договор гражданско-правового характера — возмездное оказание услуг, аренды, подряда и другие. Обязательные пункты договора:

– укажите статус физического лица «самозанятый», что подтвердит его обязанность платить налоги за себя самостоятельно;

– обозначьте размер штрафа — 30%, и если человек перестанет быть самозанятым раньше срока действия договора, из этой суммы вы заплатите страховые взносы;

– внесите пункт о том, что самозанятый не снимется с учета на время действия договора.

Шаг 2

Возьмите справку, что человек зарегистрировался как самозанятый. На данный момент справка формируется в Личном кабинете плательщика НПД. В приложении «Мой налог» эта функция появится позже. Самозанятому нужно зайти в Личный кабинет, перейти на вкладку «Настройки», спуститься в раздел «Справки» и нажать «Сформировать». Справка выдается мгновенно в PDF-формате. Внизу бланка есть электронная подпись самозанятого, что делает бумажку документом. Никаких дополнительных заверений не требуется.

Шаг 3

Начинайте работу!

Статьи по теме
Как оформить увольнение по соглашению сторон

Как оформить увольнение по соглашению сторон

Когда суточные влияют на вычет по НДФЛ

Когда суточные влияют на вычет по НДФЛ

Ставка НДФЛ изменится

Ставка НДФЛ изменится

«Мир» снижает тарифы на эквайринг

«Мир» снижает тарифы на эквайринг

Подпишись на рассылку
Только важные новости, никакого спама

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Go to top of page