Многие организации пользуются услугами фрилансеров: у одних работает копирайтер, у других — дизайнер, у третьих — бухгалтер.
Однако, с 1 января 2019 года начал действовать налог на профессиональный доход или «налог для самозанятых». Теперь с такими сотрудниками можно работать открыто и не платить налоги. Но как это сделать, и какие документы оформить?
Оформляют такое сотрудничество двумя способами:
– Легальный: заключается договор гражданско-правового характера, и организация уплачивает взносы в ПФР и ФОМС, а с физического лица удерживается 13% НДФЛ;
– Нелегальный: договор не составляется, в штате сотрудник не числится, а оплату переводят на карту. При этом организация экономит на зарплатных налогах 30% и НДФЛ, а работник получает всю сумму без удержаний и не отчитывается перед государством.
Однако, с 1 января 2019 года начал действовать налог на профессиональный доход или «налог для самозанятых». Теперь с такими сотрудниками можно работать открыто и не платить налоги. Но как это сделать, и какие документы оформить?
В чем суть налога?
В России более 38 млн человек нигде не работают официально, а государство не получает 9 трлн рублей. Поэтому правительство решило провести эксперимент и вывести из тени таких «безработных». Эксперимент проходит в Москве и МО, Калужской области и республике Татарстан. Рассчитан он на 10 лет и будет действовать с 1 января 2019 года до 31 декабря 2028 года. Если результаты эксперимента устроят правительство, новый налог введут во всех регионах.
Самозанятые – это специалисты, которые работают только на себя, не имеют сотрудников и общаются с заказчиками напрямую. Они могут оказывать услуги, как физическим лицам, так и организациям. Чаще всего, это люди из сферы услуг — таксисты, копирайтеры, сантехники, уборщицы, интернет-маркетологи и другие. Они могут днем работать как наемные сотрудники, а в свободное время подрабатывать в качестве самозанятых. Причем, их доход должен составлять не более 2,4 млн рублей в год или 200 тысяч рублей в месяц.
Кто-то из самозанятых называет новый закон «миной замедленного действия», а кто-то ждал его с нетерпением. Это те, кто устал работать «в темную», боятся контрольных проверок налоговиков и штрафов за незаконную предпринимательскую деятельность. Государство учло опасения самозанятых и создало для работы такие условия:
– Простая регистрация. Не нужно ехать в налоговую инспекцию и общаться с налоговиками. Регистрация происходит быстро в приложении «Мой налог» или в отдельном Личном кабинете. О том, как это сделать мы писали в статье «”Мой налог”: приложение для самозанятых». Там же можно найти все необходимые ссылки.
– Нет отчетности. В отличие от ИП, самозанятый не сдает деклараций. Все данные формируются в приложении, и ФНС сама контролирует начисление налога.
– Не нужно самостоятельно перечислять налог. Приложение «Мой налог» рассчитает до 12-го числа следующего месяца сумму налога, и до 25-го числа самостоятельно снимет начисленную сумму с расчетного счета, указанного в приложении. Пока данная функция не реализована, но разработчики обещают ее ввести до крайнего срока первой оплаты налога – 25 марта.
– Простые расчеты. При работе с физическими лицами нужно заплатить государству 4% с полученной суммы, а при сотрудничестве с юридическими лицами — 6%.
– Онлайн-касса. Самозанятому не нужно покупать кассу – она есть в приложении. При расчете с работодателем самозанятый распечатывает или пересылает чек заказчику.
– Налоговый вычет. Самозанятому сразу после регистрации начисляется сумма 10 000 рублей. Вычет уменьшает ставку налога на профессиональный доход. При работе с физическими лицами ставка снижается до 3%, а при работе с юрлицами – до 4%. Вычет применяется до тех пор, пока сумма не исчерпается.
– Нет страховых взносов. Самозанятому не нужно платить фиксированные сборы в ПФР и ФОМС, но придется самому позаботиться о пенсии и безбедной старости.
Какие есть выгоды при работе с самозанятыми?
Представим такую ситуацию. В оптово-розничной компании работает кладовщиком дядя Саша. Его оклад равен 30 000 рублей, и работодатель платит за него налоги в бюджет:
Предположим, что в 2019 года дядя Саша выходит на пенсию. Отдел кадров предлагает нового сотрудника Владимира, который зарегистрировался как самозанятый. Организация заключает с ним гражданско-правовой договор и увеличивает его зарплату на 6% — налог на профессиональный доход. Экономия очевидна: вместо 12 900 рублей налоги составят 1800 рублей.
Однако оптимизировать налоги с помощью перевода сотрудников в самозанятые не удастся!
Согласно п.п. 8 п.1 статьи 6 закона 422-ФЗ от 27.11.2018г., работодатель в течение двух лет после увольнения не может заключить договор с бывшим сотрудником. Это грозит доначислением страховых взносов, подоходного налога и штрафом.
Отследить нарушение просто: в чеке, который формируется в приложении «Мой налог», самозанятый указывает ИНН плательщика. Эти сведения сразу поступают в ФНС. Легко сопоставить, являлся ли самозанятый сотрудником данной организации.
Зачем работать с самозанятыми?
– Меньше работы отделу кадров. При приеме на работу физического лица появляется много бумажной волокиты: принять на работу, оформить трудовой договор, включить в штатное расписание, рассчитать зарплату и перечислить налоги, начислять отпускные. При работе с самозанятым достаточно оформить договор и получить чек за оказанные услуги.
– Низкие налоги. Затраты на самозанятого равны нулю. Все налоги они платят сами, зато организация экономит на страховых взносах 30%, подоходном налоге и социальных выплатах.
– Увеличение расходов. Стоимость услуг включается в расходы организации. Бумажный или электронный чек, полученный от самозанятого, можно списать в затраты и снизить налогооблагаемую базу.
Как начать работу с самозанятыми?
Схема работы похожа на взаимодействие с ИП. Чтобы налоговики не переквалифицировали договор с самозанятыми в трудовой, воздержитесь от таких фраз как «заработная плата», «испытательный срок», «место работы» и «должность». Вместо этого пишите «исполнитель», «подрядчик», «срок действия договора». Иначе налоговая инспекция доначислит самозанятому НДФЛ, страховые взносы и все социальные выплаты: отпускные, компенсации и больничные.
Шаг 1
Заключите с самозанятым договор гражданско-правового характера — возмездное оказание услуг, аренды, подряда и другие. Обязательные пункты договора:
– укажите статус физического лица «самозанятый», что подтвердит его обязанность платить налоги за себя самостоятельно;
– обозначьте размер штрафа — 30%, и если человек перестанет быть самозанятым раньше срока действия договора, из этой суммы вы заплатите страховые взносы;
– внесите пункт о том, что самозанятый не снимется с учета на время действия договора.
Шаг 2
Возьмите справку, что человек зарегистрировался как самозанятый. На данный момент справка формируется в Личном кабинете плательщика НПД. В приложении «Мой налог» эта функция появится позже. Самозанятому нужно зайти в Личный кабинет, перейти на вкладку «Настройки», спуститься в раздел «Справки» и нажать «Сформировать». Справка выдается мгновенно в PDF-формате. Внизу бланка есть электронная подпись самозанятого, что делает бумажку документом. Никаких дополнительных заверений не требуется.
Шаг 3
Начинайте работу!