Согласно статье 136 ТК РФ, работодатель должен сообщать сотрудникам о составных частях их зарплаты и о сумме удержаний. Для этого бухгалтер оформляет расчетный листок. Может ли работодатель не выдавать листок, если сотрудники компании письменно откажутся от него?
Выдача расчетного листка — это обязанность, а не право работодателя. Выдавать документ нужно вместе с каждой зарплатой, по итоговым расчетам за расчетный месяц. На эту обязанность не влияет способ выплаты зарплат, будь то наличные расчеты, перечисления на карту или сберкнижку.
Утвержденной формы бланка расчетного листка, или бланка расшифровки зарплаты, не существует. Но в нем обязательно нужно указать:
- составные части заработной платы;
- начисленные компенсации отдельными строками;
- общий облагаемый доход;
- размер и основания удержаний;
- общую сумму, подлежащую выплате.
Расшифровку можно предоставить в бумажном виде или направить на электронную почту сотрудника. Способ извещения должен быть прописан в локальном нормативном акте, в трудовом или коллективном договоре.
Передать листок отсутствующему сотруднику можно:
- по электронной почте;
- по почте заказным письмом с описью вложений;
- через доверенное лицо сотрудника. Передать листок через человека без доверенности нельзя, так как он содержит персональные данные о заработной плате.
Непредставление расчетного листка сотрудникам — это нарушение ТК. За это работодатели отвечают по статье 5.27 КоАП РФ. Организацию могут оштрафовать на сумму до 50 000 рублей, руководителя или бухгалтера — до 5 000 рублей. Индивидуальному предпринимателю также грозит штраф до 5 000 рублей.
Чтобы обезопасить компанию от штрафов, нужно выдавать листки, а еще вести учет их выдачи. Для этого нужно составить учетный журнал, в котором работник, получивший документ на руки, поставит подпись и дату получения.