Уникальная возможность стать соавтором нового медиа. Предложи редакции свою новость или статью.

Аудиторские проверки: правда и вымысел

Аудиторские проверки: правда и вымысел

231-ФЗ дополнил список обязанностей аудиторов. С 2019 года они должны передавать налоговикам по их запросу документы и информацию о компании. 

Аудиторы начали проверку ООО «Долгострой». Директор Андрей Афанасьевич задался вопросом: как сделать так, чтобы ФНС не узнала лишнего? Поможем ему разобраться в самых распространенных заблуждениях об аудиторских проверках.

Налоговики узнают от аудиторов все о компании

Андрей Афанасьевич опасается, что налоговики получат слишком много информации о компании. Неизвестно, насколько эта информация будет соответствовать действительности и какие выводы из нее сделают сотрудники налоговой. 

На самом деле запросить документы и информацию у аудиторов налоговая может только при некоторых условиях. Это можно сделать во время выездной проверки компании или проверки цен в контролируемых сделках (ст. 105.14 НК). И только в случае, если компания не выполнила запрос инспекторов и не сдала документы на проверку. Во время камеральной проверки налоговики не вправе требовать документы и информацию у аудиторов.

Контролируемые сделки налоговики проверяют редко, так как их перечень ограничен. Они могут проверить сделки между российскими взаимозависимыми компаниями, одна из которых применяет ЕСХН или ЕНВД. Для этого общая сумма доходов по сделкам за календарный год должна превышать 1 млрд рублей. 

Проверяющие могут потребовать только те документы, которые организация не передала налоговикам. Поэтому действия проверяющих зависят только от самой компании.

Аудиторы напишут об операциях компании в Росфинмониторинг

Аудиторы обязаны сообщать о подозрительных операциях в Росфинмониторинг (п. 2.1 ст. 7.1 115-ФЗ). Андрей Афанасьевич переживает, что теперь аудиторы на проверке будут искать сомнительные сделки и требовать пояснения и документы.

На самом деле существует порядок, по которому аудиторы должны передавать эти данные, и критерии сомнительных операций. 

Вероятность того, что аудитор передаст сведения о сделке в Росфинмониторинг, невысока. Дело в том, что аудит проводится на выборочной основе. Поэтому аудитор может при проверке не обнаружить сомнительные операции. Цель аудита — проверка бухгалтерской отчетности компаний, и проверяющие не обязаны выявлять все сомнительные сделки клиента.

Наличие у компании признаков из перечня Росфинмониторинга не означает, что все ее сделки автоматически считаются подозрительными.  Например, в группе риска оказалась организация, которая реализует легковые автомобили. Но аудитор сообщит в Росфинмониторинг, только если найдет для этого основания — например, заподозрит обналичку.

Если у аудиторов возникли вопросы по сделкам компании, лучше предоставить им подробную информацию. Аудитор не будет сообщать о сделке в Росфинмониторинг, если убедится, что она соответствует закону.

При проверке аудиторы обращают внимание на договоры с однодневками или на сделки, в которых компании установили цены существенно выше или ниже рыночных. Также вопросы могут вызвать займы, полученные от учредителей.

Шпаргалка: Компании, которые находятся в группе риска

  • Контрагент компании зарегистрирован по массовому адресу.
  • Контрагент компании действует менее года.
  • У контрагента есть запись о недостоверности в ЕГРЮЛ.
  • Большое количество операций с наличными, в том числе розничная торговля, общепит, АЗС, автосалоны.
  • Компания ведет деятельность в области строительства или оказывает консалтинговые услуги.
  • Численность работников не соответствует размерам и деятельности компании. Например, большой оборот при незначительном количестве работников и объеме активов.
  • Организация минимизирует прибыль для налогообложения сомнительными методами.
  • Компания не платит налоги или налоговая нагрузка минимальна.
  • Предприятие использует услуги посредников, экономическая обоснованность которых неочевидна. Можно запретить аудиторам хранить информацию о компании

В договоре с аудиторами теперь нужны особые условия

Опасаясь за информацию о компании, Андрей Афанасьевич пришел к логичному выводу: в договор с аудиторской фирмой теперь нужно включить особое условие — обязанность аудитора уничтожить документы, полученные при проверке. Тогда аудитор не сможет передать их налоговикам.

На самом деле аудитор обязан хранить документы и их копии, полученные или составленные в ходе оказания услуг. Срок хранения этих документов составляет не менее пяти лет (ст. 13 307-ФЗ). То есть подобное условие договора противоречит закону. 

Кроме того, такое условие может вызвать лишние подозрения. Инспекторы решат, что компании есть что скрывать, если она требует уничтожить документы.

Запретить или как-то ограничить в условиях договора обязанность аудитора передавать документы налоговикам также нельзя. 

***

Не стоит бояться аудиторских проверок. Их цель — не создать проблемы компании, а проверить, насколько она соблюдает законодательство. ООО «Долгострой» работает без нарушений, поэтому Андрей Афанасьевич может спать спокойно.

Материалы по теме: Требования к независимости аудиторов ужесточат

Статьи по теме
Как не надо оптимизировать налоги

Как не надо оптимизировать налоги

Когда могут отказать в отпуске

Когда могут отказать в отпуске

Зачем нужен порядок в кодах ОКВЭД

Зачем нужен порядок в кодах ОКВЭД

247-ФЗ: что изменилось в бухучете

247-ФЗ: что изменилось в бухучете

Подпишись на рассылку
Только важные новости, никакого спама

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Go to top of page