Минфин обязал средние и крупные компании предоставлять пояснения в ФНС. Но они могут понадобиться бухгалтерии любого предприятия для того, чтобы привлечь инвестора или избежать дополнительных налоговых проверок. Правила составления и образец документа содержатся в статье.
Какие компании обязаны предоставлять пояснения
Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу — это развернутое обоснование данных, указанных в финансовой отчетности компании. Документ составляется в произвольной форме и входит в состав ежегодной бухгалтерской отчетности. Как правило, пояснения составляются и к балансу, и ко всем отчетам сразу.
Исходя из 14 статьи закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и пункта 4 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н, налогоплательщик обязан прилагать пояснение к годовой отчетности в контролирующие органы. Освобождены от этой обязанности предприятия малого бизнеса, которые сдают отчетность в упрощенной форме, если их деятельность не подразумевает обязательный аудит.
Зачем еще нужно предоставлять пояснения
Предприятия предоставляют пояснения не только в ФНС. Копия пояснительной записки к отчетности может понадобиться учредителям, инвесторам и кредиторам, так как она дополняет и расшифровывает данные о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Сам формат бухгалтерского баланса и отчетности показывает состояние дел в организации, но не объясняет их.
Возможные адресаты пояснительной записки:
- контролирующие органы (для объяснения динамики финансовых показателей организации, расшифровки статей отчетности);
- учредители организации (для пояснения финансовых результатов деятельности);
- инвесторы (для обоснования инвестиционной привлекательности и стабильности организации);
- кредиторы (для обоснования кредитоспособности заемщика и его возможности выполнять кредитные обязательства).
Важно: содержание пояснительной записки для конкретного адресата должно раскрывать информацию, которая необходима или обязательна для успешного взаимодействия компании с ним. ФНС интересуют причины изменения размера налоговых отчислений плательщика. Кредиторам и инвесторам нужно объяснить, что предприятие финансово стабильно, а кредитные и инвестиционные риски минимизированы.
Как написать пояснение
Перечень дополнительных данных, которые рекомендовано раскрывать в пояснениях, содержится в разделе 6 ПБУ 4/99 приказа Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н. Министерство также предлагает взять за основу формуляр, представленный в приложении № 3 к приказу от 02.07.2010 № 66н.
Однако обязательных форм и правил написания пояснительной записки к бухгалтерскому балансу нет. Каждая организация вправе внести в документ только те пояснения, которые учитывают ее особенности и сферу деятельности.
План пояснительной записки к бухгалтерскому балансу.
1.Данные о предприятии.
Включают адрес организации, ее подразделений и филиалов. Пункт также содержит информацию о руководителях, учредителях и аффилированных лицах предприятия, о видах разрешенной деятельности, среднегодовой численности сотрудников и т.п.
2. Общие данные об учетной политике.
Включают сведения о методах оценки готовой продукции, запасов, амортизации, методах определения финансового результата и иных статей. Если в течение года вносились изменения в учетную политику организации, в пояснениях следует обосновать необходимость изменений и проанализировать их последствия.
3. Основные текущие финансовые показатели за отчетный период.
В этом пункте нужно пояснить размеры выручки и затрат по видам деятельности, суммы полученных государственных средств. Расшифровать крупные расходные или доходные операций за текущий год. Объяснить предпосылки и последствия проведенных и запланированных крупных сделок, если они повлияют на анализ финансово-хозяйственной деятельности организации.
4. Пояснения к отдельным статьям баланса или иных отчетов.
Здесь отражают сведения об изменениях в капиталах организации (уставном, резервном и т.п.). Оценивают состав и движение резервов предприятия, структуру и объем основных средств и нематериальных активов. Поясняют данные об арендованном имуществе и финансовых вложениях. Расшифровывают состав затрат на разработку и производство продукции. Анализируют зависимость объема реализации товаров и услуг по видам деятельности и рынкам сбыта.
В статьях баланса или отчетности, к которым представляются пояснения, нужно делать указания на раскрытие данных.
Пояснительная записка становится наглядной и убедительной, если бухгалтер включает в нее графики, таблицы, диаграммы или схемы.
Образец пояснительной записки можно скачать в виде документа по ссылке: https://clck.ru/FNf6m
Все крупные и средние предприниматели обязаны предоставлять пояснительную записку к бухгалтерскому балансу в составе ежегодной отчетности, представители мелкого бизнеса подают ее по желанию. Записка аргументирует цифры баланса и других отчетов, объясняет финансовое положения предприятия акционерам предприятия, инвесторам и кредиторам. Грамотное пояснение поможет избежать подозрений в занижении прибыли и уклонении от уплаты налогов при снижении экономических показателей плательщика.