По закону индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, имеют право не вести бухгалтерский учет. То есть, от них не требуется разносить все операции по счетам, формировать баланс и делать проводки.
Тем не менее, нельзя сказать, что у ИП совсем нет необходимости в бухгалтерии. Предпринимательская деятельность подразумевает наличие множества разного рода документов и отчетности. Поэтому необходимо систематизировать данные, чтобы в любой момент можно было найти нужную информацию. В статье мы рассмотрим особенности организации бухгалтерского учета ИП на УСН в 2019 году.
Общие положения
Согласно ст. 346.24 НК РФ, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести учет доходов, расходов и других налогооблагаемых объектов. Отражать их нужно в Книге учета доходов и расходов (КУДиР).
Форма КУДиР и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина РФ от 22.10.2012 № 135н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения».
Право, позволяющее ИП не заниматься ведением бухучета, закреплено на законодательном уровне положениями Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ.
Согласно п. 1 Части 2 ст. 6 402-ФЗ, ИП и лица, занимающиеся частной практикой, могут не вести бухгалтерский учет, если они ведут учет доходов и расходов (или только доходов), а также иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.
То есть, хотя у предпринимателей на УСН и нет обязательств по ведению бухгалтерского учета, законы РФ, тем не менее, требуют ведение налогового учета для исчисления соответствующего налога по УСН к уплате в бюджет.
Право ведения бухучета ИП на УСН
ИП на упрощенке не только сами решают, вести им бухучет или нет, но и выбирают удобный для них способ ведения. Они не обязаны сдавать отчетность в ИФНС и Росстат, даже если решили вести бухгалтерский учет добровольно.
Предприниматели на УСН могут вести бухучет в упрощенном виде. Об этом сказано в ч. 4 ст. 6 ФЗ № 402-ФЗ.
Согласно Информации Минфина РФ № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности», ИП-упрощенцы могут самостоятельно выбирать, какой из упрощенных способов они будут применять для ведения бухучета. Выбор конкретного способа зависит от условий хозяйствования и объемов деятельности.
Помимо этого, предприниматели на упрощенке могут вести учет и по общим правилам.
Особенности ведения бухгалтерского учета у ИП на УСН
Как было отмечено ранее, наличие документации, включающей в себя аналитические учетные данные и регистры бухгалтерского учета, а также ведение и правильное хранение первичных документов помогут в развитии предпринимательского потенциала. Кроме того, такие сведения позволят оперативно и своевременно среагировать на спорные ситуации, которые могут возникнуть в процессе хозяйствования.
Для ведения детального бухучета предпринимателям на УСН рекомендуются к оформлению следующие документы:
- Книга учета доходов и расходов (КУДиР). Это специальный реестр, который предназначен для учета поступления и направление расходования средств, а также последующего расчета налоговой базы. Этот документ является основным и обязательным к заполнению при ведении бухгалтерского учета на упрощенке.
- Приходные и расходные кассовые ордера (формы КО-1 и КО-2). Они предназначены для оформления кассовых операций и утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.
- Кассовая книга (КО-4). В ней отражается вся информация о поступлениях в кассу наличных денег и выдаче их из кассы. Форма кассовой книги утверждена также Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88.
- Бланки строгой отчетности (БСО). Данный документ подтверждает получение наличных денег и приравнивается к кассовому чеку. Он может быть сформирован как в печатном, так и в электронном виде. БСО применяются только при оказании услуг населению.
Предпринимателям на УСН с наемными работниками, помимо вышеперечисленного, необходима документация о сотрудниках. Перечень такой документации включает в себя:
- трудовые договора;
- кадровые приказы;
- штатное расписание;
- положения об оплате труда и премировании;
- личные карточки сотрудников и т.д.
Отчетность ИП на УСН при ведении бухгалтерского учета
Отчетность, которую представляет индивидуальный предприниматель на УСН, зависит от того, использует ли он труд наемных работников или нет.
ИП-упрощенцы с работниками обязаны представлять следующие данные:
- Для ИФНС:
- налоговая декларация по налогу, который уплачивается в связи с применением УСН;
- расчет по страховым взносам;
- сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
- справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ;
- Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ).
- Для ПФР:
- сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М);
- СЗВ-СТАЖ;
- сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма ОДВ-1).
- Для ФСС:
- сведения по взносам от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (форма 4-ФСС).
Предприниматели на УСН без работников представляют налоговой инспекции только декларацию.