Главбух — не всегда опытный руководитель. Новичку предстоит создать новые нейронные связи, чтобы согласовать свои знания с практикой. Сделать этот процесс менее болезненным поможет знакомство с типичными ошибками начинающих руководителей.
Руководитель дружит с подчиненными
Неформальные отношения с подчиненными нежелательны. Вы, как руководитель, теряете бдительность. Исполнители ваших задач подсознательно ждут более снисходительного отношения. Подумайте, стоят ли того ваши приятельские отношения.
Если вы получили повышение в вашем же коллективе, нужно дистанцироваться от бывших коллег. Это необходимо для работы, чтобы вам подчинялись, а не просто слушали, как друга.
Как установить дистанцию:
- прекратить совместные обеды, «разговоры за жизнь», обсуждение начальства;
- условиться, что теперь вы обращаетесь друг к другу на «Вы»;
- обращаться друг к другу по имени и отчеству;
Если подчиненные предпочитают, чтобы их назвали по имени, используйте полное имя. Договоритесь обо всем в первые дни работы в качестве руководителя. Объясняйтесь спокойно и без высокомерия, адекватные работники поймут.
Руководитель выполняет задачи исполнителя
Начинающий руководитель продолжает выполнять работу подчиненных, когда «болеет» за дело и боится доверить им задачи. В итоге он перегружен и ничего не успевает, а подчиненные скучают, пьют чай или ищут другую работу.
Помните, что вас назначили управлять персоналом. Перепоручайте все текущие стандартные задачи, а потом и более сложные. Возможно, подчиненные справятся с ними хуже, но это единственный способ научить их работать эффективнее.
Подключайтесь только при пиковой нагрузке и срочных проектах. Учтите, из-за большой нагрузки исполнительскую работу вы можете сделать хуже, чем когда занимались только ею. По возможности берите на себя только интересные вам задачи, выполнив их вы напротив повысите свой авторитет.
Руководитель боится уволить подчиненного
Сотрудник, который не выполняет поручения, срывает сроки, отвечает дерзко и обсуждает начальство за спиной, вредит коллективу. Он может стать неформальным лидером и настроить часть подчиненных против вас.
Задача руководителя — защитить компанию от таких людей. Психологически может быть тяжело уволить человека, но это ваша работа.
Выразите уверенность в том, что работник найдет для себя руководителя, который его оценит, или он сам станет руководителем. Предложите ему бланк заявления об уходе и пару дней на раздумья.
Руководитель делегирует подбор персонала
Рекрутер, HR-агентство или отдел кадров организуют поиск сотрудника в ваш отдел. Поручите им разместить вакансию, организовать встречу. Но сам подбор будущих подчиненных лучше брать на себя.
Менеджеру по персоналу все равно не понимает до конца специфики вашей деятельности. Он может выбрать кандидата с хорошим резюме, который окажется неподходящим работником. И дело не только в профессионализме.
Вам предстоит общаться с новым сотрудником, объяснять ему задачи. Подумайте, возможно, важнее подобрать человека с подходящим вам характером и доучить, если его квалификация недостаточна.
Руководитель винит работников в неудачах
Важное качество руководителя — способность нести ответственность. Ваш отдел делает работу, а отвечаете за нее вы.
О неудачах подчиненных должен знать только руководитель, а разбирать ошибки с подчиненными лучше наедине. Стоит обсудить, почему так вышло, может быть даже наказать, снизить размер премии. Но об этом будет знать только ваш коллектив, а не другие отделы, не ваш начальник.
Если подчиненные знают, что вы готовы лично отвечать за результат работы отдела, это снижает их уровень тревожности. Они чувствуют себя защищенными и больше доверяют вам.
***
Не бойтесь подчиненных и руководства. Вас назначили руководить, значит думают, что вы справитесь. Бойтесь только неформальных отношений и бардака в делах.