Помимо обязательного порядка применения ККТ, закон 54-ФЗ также регламентирует и действия в случае поломки фискального накопителя (пункт 8.2 статьи 4.2).
В письме от 12 декабря 2018 года № ЕД-4-20/24091@ ФНС дополнительно разъяснила порядок действий при неисправности ФН. Что же делать в таком случае? Давайте разбираться по порядку.
Что такое ФН?
Отличие онлайн-касс от ККТ прежнего образца заключается в отсутствии фискальной памяти, а также электронной защищенной контрольной ленты (ЭЗКЛ). Их функции в онлайн-кассе выполняет фискальный накопитель. ФН представляет собой шифровальное средство защиты и хранения фискальных данных, которое находится в опломбированном корпусе.
Статьей 4.1 закона 54-ФЗ регламентированы следующие требования, согласно которым фискальный накопитель должен:
- обеспечивать противодействие угрозам безопасности информации (фискальных данных);
- иметь возможность осуществлять шифрование фискальных документов, передаваемых оператору фискальных данных в электронной форме, и расшифровывание полученного от оператора фискальных данных подтверждения оператора;
- обеспечивать формирование фискального признака документов, имеющего длину не более 10 цифр, с использованием ключа фискального признака документов, а также формирование фискального признака сообщений и проверку фискального признака подтверждения, используя ключ фискального признака сообщений;
- обеспечивать аутентификацию и проверку достоверности подтверждений оператора, защищенных фискальным признаком подтверждения;
- обеспечивать однократную запись в своей памяти регистрационного номера контрольно-кассовой техники и идентификационного номера налогоплательщика пользователя;
- обеспечивать многократную запись в своей памяти информации об операторах фискальных данных и иных сведений, введенных в контрольно-кассовую технику при формировании отчета о регистрации;
- формировать фискальный признак для каждого фискального документа;
- исключать возможность формирования фискального признака для фискальных документов при продолжительности смены более 24 часов, за исключением отчета о закрытии смены.
Помимо этих требований также существуют государственные реестры, содержащие перечни ККТ и ФН, и официальный список ОФД.
Использование онлайн-касс с ФН, сведения о которых отсутствуют в этих реестрах, не допускается.
Если ФН неисправен
ФН считается сломанным, если считать с него сохраненные данные невозможно.
В первую очередь, необходимо отправить накопитель на экспертизу его производителю. Если выяснится, что неисправность возникла из-за заводского брака, экспертиза будет бесплатной.
На время проведения экспертизы необходимо уведомить налоговую инспекцию о перерегистрации ККТ или её снятии с учета. Это необходимо сделать в течение пяти дней с момента поломки.
После завершения экспертизы производитель направит заключение пользователю и в ИФНС. Это должно произойти не позднее, чем через 30 календарных дней после получения ФН для экспертизы.
Заключение должно содержать следующие данные:
- заводской номер ФН;
- сведения о выявленном заводском браке (при его наличии);
- информация о возможности считать фискальные данные с накопителя.
Если считывание данных с ФН по заключению производителя возможно, пользователь должен сообщить об этом в налоговую инспекцию. Срок – не более 60 дней с момента подачи заявления о перерегистрации или снятия с учета ККТ.
Необходимо учитывать, что в случае неисправности фискального накопителя уполномоченный орган имеет право устанавливать порядок действий пользователя и производителя ФН.