С 1 июля 2019 года начинается продажа маркированных сигарет и папирос через онлайн-кассы. Расскажем, как подготовиться к переходу на маркировку за оставшиеся две недели.
Функции маркировки
Маркировка — это цифровой код, который наносится на товар при производстве. Производители будут обязаны наносить двухмерные уникальные DataMatrix коды, которые выдает оператор Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Код содержит подробную информацию о товаре: место, дату и время производства, срок годности, максимальную розничную цену (МРЦ) и т.д.
Маркировка имеет ряд преимуществ:
- избавляет рынок от контрафактной продукции и вытесняет тех, кто скрывает доходы и не платит налоги;
- повышает конкурентоспособность бизнеса и снижает издержки;
- обеспечивает общественный контроль со стороны покупателей через приложение «Честный ЗНАК».
Особенности маркировки табачной продукции и сроки внедрения обязательной маркировки табака установлены постановлением Правительства РФ от 28.02.19 № 224.
Внедрение маркировки табачной продукции для всех участников рынка пройдет в три этапа.
Что необходимо для работы с маркировкой табака
Производителю:
- Получить усиленную квалифицированную подпись (КЭП);
- Зарегистрироваться в ИС МОТП;
- Подключиться к системе юридически значимого электронного документооборота;
- Приобрести оборудование, которое сможет маркировать сигаретные пачки и блоки.
Оптовику:
- Получить усиленную квалифицированную подпись (КЭП);
- Встать на учет в ИС МОТП;
- Подключиться к системе юридически значимого электронного документооборота;
- Приобрести 2D-сканер, чтобы сканировать коды с упаковок.
Рознице:
- Получить усиленную квалифицированную подпись (КЭП);
- Встать на учет в ИС МОТП;
- Подключиться к системе юридически значимого электронного документооборота;
- Подключиться к оператору фискальных данных для передачи чеков с кодом маркировки в ЦРПТ. Если вы уже подключены к ОФД, уточните, работает ли он с маркировкой;
- Приобрести 2D-сканер, чтобы кассир при продаже сигарет сканировал код с упаковки;
- Обновить кассовое программное обеспечение, чтобы оно поддерживало тег 1162 для маркированных товаров;
- Обновить товароучетную систему. Она обеспечит и хранение информации о продаже маркированных товаров.
Важно: те, кто освобожден от онлайн-ККТ или использует кассу в автономном режиме, также обязан перейти на новые правила работы с маркировкой. Таким предпринимателям необходимо раз в три дня вносить данные о кодах проданных пачек в личный кабинет системы мониторинга.
Штрафы
Федеральный закон № 54-ФЗ дает право вносить дополнительный обязательный реквизит кассового чека — «код товара», который позволяет идентифицировать товар. В этом реквизите указывается код идентификации, предусмотренный Федеральным законом № 381-ФЗ.
При невыполнении этого требования применяется административная ответственность по ч.4 с.14.5 КоАП РФ за нарушение порядка и условий применения кассовой техники.
Должностным лицам грозит предупреждение или штраф в размере от 1 500 до 3 000 рублей; юрлицам — предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 рублей.
Производителям, которые выпускают табак без маркировки, грозит конфискация продукции и штраф:
- для должностных лиц 5 000 – 10 000 рублей;
- для юридических лиц 50 000 – 100 000 рублей.
За продажу, хранение, перевозку или покупку для продажи табака без маркировки конфискуют и оштрафуют:
- граждан на 2 000 – 4 000 рублей;
- должностных лиц на 5 000 — 10 000 рублей;
- юридических лиц на 50 000 – 300 000 рублей.