Деньги с банковской карты могут пропасть из-за ошибки банка, действий мошенников или неправильного обращения с ней. В каких случаях можно вернуть деньги?
Филипп — человек-катастрофа. Он терял карту, сообщал реквизиты мошенникам и покупал несуществующий товар в интернете. Зато он знает, как действовать в каждом случае. Итак, пять лайфхаков от Филиппа: что делать, когда…
Произошла ошибка транзакции
Однажды Филипп расплачивался за колбасу в супермаркете, и при обработке платежа произошла ошибка. Деньги за покупку списались дважды. Филипп очень расстроился: как же вернуть деньги?
Но кассир успокоила нашего героя. При ошибке транзакции списание денег можно оспорить. Этот процесс называется чарджбэк, по-английски — chargeback. С чего начать?
Чтобы провести эту операцию, нужно подать заявление в банк, который выпустил карту. Филипп указал в заявлении, что считает операцию недействительной, так как деньги списались в двойном размере за одну покупку. К заявлению он приложил чеки из магазина.
Банк провел расследование и убедился в правомерности требований клиента. Деньги Филиппу перечислили за счет магазина, так как именно торговая точка, получила средства в двойном размере.
Чарджбэк проводят не только при ошибках транзакции, но и когда:
- операция произведена на сумму, отличную от стоимости покупки;
- неверные дата и время проведения операции;
- подпись на карте и в счете отличаются;
- списаны деньги за покупку, которую ее владелец не совершал;
- деньги со счета списаны, но покупатель не получил товар или услугу;
- покупатель получил некачественный товар или услугу или получил их не в полном объеме;
- после покупки оформлен возврат, но продавец не возвращает деньги.
Итак, клиент может обратится в банк по поводу возврата денег, но транзакцию нужно подтвердить документами. Подойдут чеки, счета, переписка, если речь идет об интернет магазине.
Купили некачественный товар
Деньги можно вернуть на карту, если они перечислены недобросовестному продавцу, который продал плохой товар или вовсе не отправил заказ покупателю. Так, Филипп заказал книгу в интернет-магазине. очень старую, очень редкую, но такую желанную. Он пытался ее найти в разных магазинах, но нашел только на одном ресурсе. Его не остановил тот факт, что сайт был плохо оформлен и на нем почти не было отзывов.
Филипп оплатил покупку, но в назначенный день заказ не пришел. В магазине попросили подождать, но спустя три дня перестали отвечать на звонки и письма. Филипп снова инициировал чарджбэк и вернул деньги.
Итак, когда магазин не присылает товар, не отвечает на звонки и сообщения, либо прислал бракованный или поддельный товар, сделку можно отменить через свой банк. Банк связывается с участниками сделки и проводит расследование.
Чтобы не быть как Филипп:
- выбирайте магазин не только по ценам, но и по отзывам;
- следите, чтобы при оплате между вами и сайтом магазина было защищённое соединение;
- заказывайте электронный чек на почту — он имеет ту же юридическую силу, что и бумажный из офлайн-магазина;
- переводите деньги только магазину, а не на карту физлица — так проще вернуть деньги.
Перевели деньги не тому адресату
Однажды Филипп переводил деньги брату, чтобы тот оплатил учебу. Сумма была большая, как и ответственность. Но Филипп ошибся на одну цифру в номере карты. Наш герой решил отложить панику на потом, а сперва постараться исправить ситуацию.
Филипп обратился в свой банк. Банк направил получателю перевода запрос на возврат денег, и тот согласился. Конечно, так бывает не всегда, и банк не вернет средства без согласия получателя перевода. Что делать тогда?
Можно попробовать самостоятельно обратиться к адресату перевода — отправить ему рубль и в сопровождающем сообщении попросить выйти на связь. Если он не вернет деньги, можно подать иск в суд на основании статьи 1102 ГК РФ.
А если случайно отправить деньги на несуществующий счет, перевод будет возвращен автоматически.
Перевели деньги мошенникам
Давным–давно Филиппу пришло сообщение о выигрыше большой суммы денег. Откуда, почему вдруг, что за лотерея? Наш герой в молодые годы был наивен и не задался такими вопросами. Для получения выигрыша нужно было оплатить непонятную комиссию в 300 рублей. Филипп решил, что оно того стоит. Так за небольшие деньги он приобрел урок финансовой грамотности.
Когда сам владелец карты переводит деньги мошенникам или сообщает им ПИН-код от карты, кодовое слово или код смс-подтверждения, вернуть украденные средства очень сложно. Ответственность за сохранение данных карты возлагается на ее владельца. Нужно внимательно читать правила пользования картой, которые обычно лежат вместе с ней в банковском конверте.
Важно: если знаете, что мошенники получили данные о вашей карте, обратитесь в банк, чтобы ее заблокировали.
Можно подать заявление о мошенничестве в полицию — вдруг повезет и преступника найдут. Тогда деньги вернут по решению суда.
Мошенники узнали данные карты
Единственная ситуация, о которой Филипп знает только понаслышке. Что же делать, если мошенники получили доступ к деньгам на вашей карте, но вы не причастны к этому безобразию?
Получив сообщение о несанкционированной транзакции, сразу обратитесь в банк и заблокируйте карту в течение суток. Возьмите бумажное подтверждение, что вы вовремя уведомили банк о пропаже денег и блокировке. После этого составьте претензию с требованием возврата незаконно списанных средств. Укажите в ней все обстоятельства хищения.
После этих действий можно обращаться в полицию.
Банк должен уведомить вас о результатах расследования в течение 30 дней, если незаконная операция была проведена в России, и в течение 60 дней — если за границей.
Шансы на возврат денег больше, когда владелец не виноват в утечке данных карты. Например, когда мошенники получили из с помощью скиммеров — это устройства, которые злоумышленники устанавливают на банкоматы. О краже средств нужно сообщить в банк, и чем быстрее, тем лучше.
Банк обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа. Так написано ч. 15 ст. 9 закона «О национальной платежной системе».
Однако клиенту лучше и самому позаботиться о сборе доказательств. Пригодятся любые документы и показания свидетелей. Нужно доказать, что клиент не нарушил обязательства по неразглашению информации о карте.
Если дело дойдет до суда, придется доказать, что операцию совершили без вашего согласия. Если банк не уведомил вас об операции, можно доказать противоправность его действий.
Деньги вряд ли получится вернуть, если в суде будет установлено, что банк совершил все необходимые формальные процедуры проверки платежей, предусмотренные договором, внутренними документами банка и нормами законодательства.
***
Филипп в итоге застраховал деньги на карте. Но если вы не такой рассеянный и надеетесь на себя, вам пригодится эта шпаргалка:
- деньги списали дважды — обратитесь в банк;
- вы купили несуществующий или некачественный товар — обратитесь в банк;
- ошиблись адресатом — обратитесь к нему лично или в полицию;
- перевели мошенникам — заблокируйте карту и обратитесь в полицию;
- мошенники «взломали» карту — обратитесь в банк и в полицию.