Вести бизнес, не имея стратегии – всё равно что вести автомобиль, закрыв глаза. И там, и там дорога редко бывает идеально прямой, так что приходится маневрировать. И прежде, чем выбирать стратегию, нужно посмотреть по сторонам и «оценить ситуацию на дороге». Давайте сделаем это с помощью SWOT анализа.
SWOT анализ – это отличный метод оценки текущей ситуации в вашем бизнесе. Так как схема такого анализа не содержит экономических характеристик, SWOT можно использовать для анализа самых разных объектов: конкретных организаций, целых отраслей экономики, городов и даже людей.
Расшифровка аббревиатуры SWOT раскрывает суть метода.
Определяем сильные и слабые стороны
Анализ сильных и слабых сторон относят ко внутренней среде. Чтоб его сделать, нужно выбрать такие характеристики товара или сервиса, которые непосредственно влияют на конкурентоспособность.
Например, это могут быть такие критерии:
- какие-либо свойства товара (например, технические характеристики, когда дело касается электроники);
- ассортимент;
- цена;
- лояльность потребителей к компании;
- известность бренда;
- упаковка;
- бесплатная доставка;
- удобство оплаты;
- персонал и т.д.
Обратите внимание: выделить нужно лишь ключевые факторы. То есть, те, которые будут в конечном итоге влиять на прибыль компании. Поэтому важно не просто указать их, но и расставить приоритеты.
Определяем возможности и угрозы
На этом этапе нам нужно как бы заглянуть в будущее. Сначала указываем возможности – то есть, всё, что в будущем может увеличить прибыль компании. Например, это может быть возможность:
- расширения бизнеса (выход на новый регион, другие страны, новые рынки сбыта);
- выхода на новые целевые группы в уже существующей аудитории;
- увеличения среднего чека;
- расширения ассортимента;
- улучшения технологий, использования нового программного обеспечения, которое позволит снизить затраты компании;
- введения налоговых льгот со стороны государства и упрощения выхода на рынок;
- роста покупательской способности населения;
- улучшения конкурентной среды (например, выход с рынка крупных конкурентов) и т.д.
Теперь приступаем к перечислению возможных угроз для бизнеса. Это может быть, например, угроза:
- отказа потребителей от ваших товаров в силу смены предпочтений;
- ужесточения конкуренции (например, появление крупных игроков на рынке);
- введения правовых норм, которые будут увеличивать затраты бизнеса (например, увеличение налоговой нагрузки или ограничения на рекламу некоторых товаров);
- снижения покупательской способности вследствие экономической ситуации в стране и т.д.
Заполняем таблицы
Теперь, когда все важные факторы перечислены, приступаем к заполнению таблицы SWOT анализа. Это поможет структурировать полученную в ходе анализа информацию.
Обратите внимание: все факторы в таблицы для удобства нужно перечислять, начиная с самого важного (влияющего на прибыль) и заканчивая самым малозначимым.
После этого необходимо проверить, действительно ли указанные факторы влияют на прибыль компании, и написать, как это происходит. Начнём с сильных сторон.
Теперь проверим, действительно ли важны те слабые стороны, которые вы указали.
То же самое проделываем с возможностями:
А затем – с угрозами:
Теперь наша задача – очистить таблицу SWOT анализа от тех параметров, которые не так приоритетны для бизнеса в данный момент.
Делаем выводы
Теперь можно подвести итоги SWOT анализа. Для этого нужно ответить на несколько вопросов.
- Какое конкурентное преимущество имеет ваш товар? Если такого преимущества нет, то его необходимо разработать.
- Как можно увеличить прибыль за счёт сильных сторон вашего бизнеса?
- Можно ли преобразовать слабые стороны в сильные, а угрозы – в возможности? Как это сделать?
- Если такое преобразование невозможно, как минимизировать влияние слабых сторон и угроз на ведение бизнеса?
- Как сделать так, чтобы ваши сильные стороны стали очевидными для потенциального покупателя? Как скрыть от него слабые стороны?
- Как в кратчайшие сроки реализовать возможности и минимизировать угрозы?
SWOT матрица: разработка стратегии
Теперь приступим к последнему шагу SWOT анализа – созданию матрицы. Она поможет сделать верные выводы из проведённого анализа и найти оптимальные пути применения этих знаний.
Вспоминаем расшифровку аббревиатуры SWOT и изучаем таблицу матрицы:
Рассмотрим каждую стратегию подробнее.
S – O (Сильные стороны – Возможности)
Стратегия, которая предполагает использование сильных сторон продукта (S) для реализации возможностей (О). То есть, берём каждую возможность, которую указали в таблице, и отвечаем на вопрос: как можно реализовать эту возможность, максимально используя сильные стороны моего товара?
W – O (Слабые стороны – Возможности)
Обратная стратегия. Изучаем свои слабые стороны, берём каждую указанную в таблице возможность и задаёмся вопросом: какую слабую сторону необходимо преодолеть или минимизировать, чтобы реализовать эту возможность? И какие действия необходимы для преодоления?
S – T (Сильные стороны – Угрозы)
Стратегия защиты. Изучаем сильные стороны своего товара, поочерёдно «достаём» из таблицы угрозы и думаем: как с помощью сильных сторон товара устранить или минимизировать риски?
W – T (Слабые стороны – Угрозы)
Изучаем слабые стороны и угрозы, отвечаем на вопрос: какая слабая сторона подвергает бизнес ещё большему риску? Как её устранить, минимизировать или превратить в сильную сторону?
Заключение
SWOT анализ не даёт чётких инструкций, он лишь помогает структурировать информацию. Пусть его кажущаяся простота не вводит вас в заблуждение: на самом деле отделить важные характеристики от неважных не так уж просто. Это требует времени и вдумчивости.
Если в процессе анализа вы не выявили очевидных сильных сторон вашего продукта (а это чрезвычайно важно для создания стратегии по SWOT матрице), подумайте о потенциальных сильных сторонах, которые можно было бы использовать для маркетинга и увеличения прибыли.