13 августа вступил в силу закон, устанавливающий новый порядок применения усиленной квалифицированной подписи (КЭП, ЭЦП) при сделках с недвижимостью.
Поводом для изменения правил применения ЭЦП при регистрации договоров в Росреестре стало растущее количество мошеннических сделок, совершенных дистанционно.
Новый закон устанавливает возможность проведения сделок с недвижимостью с помощью электронной подписи исключительно с письменного согласия ее владельца. Что это значит?
Собственник недвижимости, имеющий ЭЦП, и желающий оформить сделку дистанционно, должен предварительно позаботиться о такой возможности. Механизм взаимодействия с Росреестром будет выглядеть так:
- Собственник лично подает соответствующее заявление, написанное на бумаге в местное отделение Росреестра.
- На основании этого заявления в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) формируется специальная отметка.
- Владелец недвижимости может совершать сделку с применением ЭЦП.
То есть, при совершении сделки онлайн ключевую роль теперь играет отметка в ЕГРН. Если ее нет, то документы о регистрации перехода права собственности, например, в результате купли-продажи объекта недвижимости, поданные в электронном виде и заверенные ЭЦП, будут возвращены без рассмотрения.
Подать заявление на право совершать сделки в электронном виде также можно в любом центре госуслуг «Мои документы». Обратиться за услугой может только правообладатель, его законный представитель или представитель, действующий на основании нотариально заверенной доверенности.