Уникальная возможность стать соавтором нового медиа. Предложи редакции свою новость или статью.

Краудфандинг в России

Краудфандинг в России

7 июня считается Днем краудфандинга. Расскажем, что это такое и как работает.

Краудфандинг можно назвать коллективным или народным финансированием. Его суть в том, что люди вкладывают небольшие суммы в реализацию идеи или проекта просто так или за вознаграждение. Если проект привлекает большую аудиторию, итоговая сумма сбора может быть внушительной.

Самый простой пример: музыкант или писатель, который публикует свое творчество в интернете, хочет выпустить альбом или книгу. Он регистрирует свой проект на краудфандинговой площадке и назначает вознаграждения спонсорам за разные суммы пожертвований. Спонсор может получить:

  • указание его имени в списке благодарностей на обложке
  • экземпляр диска или книги с автографом
  • присутствие на закрытой презентации
  • билет на концерт
  • … то есть все, что позволяет воображение автора проекта и законодательство.

Темы проектов, на которые можно собирать деньги таким путем, не ограничиваются творчеством. Это могут быть социальные инициативы, проведение мероприятий — спортивных, образовательных, волонтерских, открытие кафе или спортзала.

Конечно, получить деньги для своего проекта можно разными способами: занять денег у друзей, взять кредит или займ, получить государственный грант или привлечь инвестора. Однако у них есть существенные недостатки: займ и кредит придется возвращать, даже если проект не «выстрелит». Грант можно получить не для любого проекта. Инвесторы предпочитают вкладываться в бизнес, который уже приносит прибыль, и также могут потребовать вернуть сумму инвестиций.

На фоне всего этого краудфандинг обладает значительными преимуществами:

  • можно быстро получить неограниченную сумму денег от пользователей интернета;
  • проект не зависит от сторонних лиц;
  • нет финансовых рисков, если проект провалится;
  • можно привлечь аудиторию и внимание со стороны СМИ;
  • можно проверить, насколько востребован ваш продукт и собрать на него предзаказы;
  • не нужно собирать большой пакет документов
  • подходит практически для любых творческих и бизнес-проектов;
  • можно привлечь внимание крупных инвесторов — успешные продажи в краудфандинге будут серьезным козырем.

Самые популярные краудфандинговые платформы в России — Boomstarter и Planeta.ru.

Правила этих сервисов запрещают сбор денег на благотворительность и лечение, на оплату личных покупок и путешествий. Запрещено в качестве вознаграждений предлагать долю в бизнесе или получение дивидендов.

Список тем для проектов включает в себя искусство, спорт, танцы, дизайн, моду, фильмы, еду, игры, музыку, фотографию, издательское дело, науку и технологии, театр, мероприятия, социальное предпринимательство.

Основное отличие этих площадок в том, что Boomstarter возвращает деньги спонсорам, если не набралась нужная сумма. Planeta.ru позволяет снять собранные средства независимо от того, достигнута цель или нет, а также продлить сбор денег.

Автором проекта может стать совершеннолетний гражданин России, который имеет счет в рублях в одном из российских банков или юридическое лицо, резидент РФ. Гражданин другой страны может найти поручителя в России, и все документы подписываются с ним.

Правовое регулирование в сфере краудфандинга

В России нет отдельного закона, который регулировал бы деятельность краудфандинговых платформ. В 2018 году появился законопроект «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)», однако он даже не попал на рассмотрение в Госдуму. Для регулирования отношений в сфере краудфандинга применяются в первую очередь нормы ГК РФ.

Краудфандинговые площадки не считаются «организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом» — то есть, не попадают под действие «антиотмывочного» закона 115-ФЗ. Другими словами, за ними государственного контроля. Также для этой деятельности не требуется лицензия.

Стать спонсором может гражданин любой страны — при условии, что проект не противоречит законодательству. При этом могут возникать судебные споры, в том числе между гражданами разных стран.

Суд РФ рассмотрит спор с участием иностранных граждан, если ответчик — организация или физлицо — зарегистрирован на территории Российской Федерации. Также среди оснований для этого указано расположение имущества ответчика в РФ и распространение рекламы, направленной на привлечение российской аудитории.

При этом конкретных критериев такой рекламы у суда нет. Определенная позиция есть только в сфере антимонопольного регулирования: ФАС России считает, что под такой рекламой понимается та, которая размещена на интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах .su, .ru и .рф, а также на русскоязычных страницах сайтов в иных зонах, поскольку информация на данных страницах предназначена для потребителей в России. Сюда же относится реклама в виде баннеров, билбордов и контекстная реклама в интернете.

Независимо от того, кто истец: физлицо или организация, российский суд будет рассматривать дело, если договор предусматривает исполнение обязательств на территории России.

Но чаще всего стороны руководствуются принципом автономии воли — то есть могут выбрать, нормы права какой страны будут применяться при заключении договора и при разрешении споров.

Отсутствие специального законодательства не мешает краудфандингу набирать популярность в нашей стране и во всем мире. Тысячи успешно реализованных музыкальных, социальных, образовательных проектов говорят о том, что этот способ финансирования эффективен.

Статьи по теме
Как не надо оптимизировать налоги

Как не надо оптимизировать налоги

Когда могут отказать в отпуске

Когда могут отказать в отпуске

Зачем нужен порядок в кодах ОКВЭД

Зачем нужен порядок в кодах ОКВЭД

247-ФЗ: что изменилось в бухучете

247-ФЗ: что изменилось в бухучете

Подпишись на рассылку
Только важные новости, никакого спама

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Go to top of page