Уникальная возможность стать соавтором нового медиа. Предложи редакции свою новость или статью.

А у вас есть электронная подпись?

А у вас есть электронная подпись?

Грань между вещественным и цифровым миром постепенно размывается. Мы перестали замечать, как многие материальные атрибуты нашей жизни переходят в электронный формат: уже не отсылаем письма в конвертах, а делаем это нажатием кнопки на клавиатуре компьютера; не стоим в очереди в банк, а оплачиваем коммуналку с телефона; не берем в регистратуре талончик к врачу, а выбираем время приема онлайн.  

Если все перечисленное осуществляется дистанционно, то каким же образом происходит идентификация пользователей? При каких условиях формируется доступ к той или иной системе конкретной личностью, будь то регистратура или онлайн-банк? Все очень просто: у всех, кто пользуется интернет-услугами должна быть электронная подпись! 

Что такое электронная подпись

Любое взаимодействие, которое осуществляется с помощью электронной подписи, регулируется Федеральным законом № 63 «Об электронной подписи»

Документ дает следующее определение: электронная подпись – это информация, которая будучи присоединенной к другой информации позволяет определить личность лица, подписавшего документ. 


Сокращенное название электронной подписи —  ЭП. Часто в поисковых системах можно встретить аббревиатуру —  ЭЦП (электронная цифровая подпись) — это устаревшее, но употребляемое название. 


Чтобы понять, как работает электронная подпись, рассмотрим ее виды. 

Какая бывает электронная подпись

Законом предусмотрены два вида подписей: простая и усиленная. В свою очередь, усиленная подразделяется на неквалифицированную и квалифицированную.

Простая электронная подпись

  • это подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом. 

Например, комбинация из логина и пароля при отправке электронного сообщения является простой электронной подписью, подтверждающей, что электронное сообщение отправлено конкретным лицом. 

Простая электронная подпись содержится в самом электронном документе. Ключ простой ЭП применяется в соответствии с правилами, установленными оператором информационной системы, с помощью которой формируется электронный документ, и в созданном документе содержится информация, указывающая на лицо, от имени которого он был создан. 

Таким образом, простую электронную подпись имеют все пользователи Сбербанк Онлайн, Почта России и др., где для идентификации требуется ввести логин и пароль.


Простая электронная подпись не может быть использована при подписании электронных документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или в информационной системе, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.


Неквалифицированная электронная подпись (НЭП)

  • это усиленная электронная подпись, которая получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи. НЭП идентифицирует отправителя и подтверждает, что с момента подписания документ не менялся. 

Применяется неквалифицированная электронная подпись для документов, которые не требуют заверения печатью. Как правило, такую подпись используют во внутренних системах электронного документооборота компаний. 

НЭП приравнивает документ к собственноручно подписанному с печатью организации только в случае, если это установлено регламентом информационной системы, в котором используется данный вид подписи, либо соглашением сторон, участвующих в электронном документообороте. 

Этот вид ЭЦП выпускается с использованием специального программного комплекса.


Сообщение с простой или неквалифицированной электронной подписью может (по предварительной договоренности сторон и в специально предусмотренных законом случаях) быть приравнено к бумажному документу, подписанному собственноручно.


Квалифицированная электронная подпись (КЭП)

  • это усиленная электронная подпись, которая соответствует всем признакам НЭП и дополнительно содержит ключ проверки электронной подписи в квалифицированном сертификате. 

Для создания и проверки такой подписи используются средства криптографической защиты, которые сертифицированы ФСБ РФ. Усиленная квалифицированная электронная подпись подтверждается сертификатом от аккредитованного удостоверяющего центра.

За счет регламентированных правил выпуска и описания структуры электронной подписи в Федеральном законе №63-ФЗ «Об электронной подписи» ее можно использовать в информационных системах без необходимости описания применения в регламенте или соглашении сторон. 

Квалифицированная электронная подпись значительно расширяет круг возможностей пользователя. Имея такую ЭЦП, можно осуществлять гражданско-правовые сделки, оказывать и получать государственные и муниципальные услуги, участвовать в электронных торгах и совершать другие юридически значимые действия через интернет. 


Квалифицированная электронная подпись (КЭП, ЭЦП) является абсолютным аналогом Вашей подписи, поставленной письменно. Согласно законодательству КЭП придает юридическую значимость подписанному электронному документу.


Возможности электронной подписи

Итак, закон «Об электронной подписи» определяет три вида ЭЦП. Исходя из того, какую подпись использует пользователь, формируется объем его возможностей. 

Так, простая подпись дает возможность получать почтовые отправления на Почте России, минуя бумажные извещения; электронная регистратура позволяет записаться на прием к врачу, не посещая больницы. Это простые, но важные действия, облегчающие жизнь обывателя.

Неквалифицированная электронная подпись дает возможность вести электронный документооборот. Она может применяться:

  • для подписания внутренних документов предприятия, договоров, приказов, платежных поручений, др.; 
  • для подписания договоров и других документов между двумя контрагентами;
  • для работы в других сервисах, например в кабинете налогоплательщика ФНС (только для физических лиц); 
  • при сотрудничестве с физическими лицами; 
  • в арбитражном суде; 
  • для участия в электронных торгах.

Однако, сфера применения неквалифицированной электронной подписи не распространяется, например, на подачу отчетности в налоговую службу юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Для этой цели пользователь должен иметь квалифицированную электронную подпись, выданную аккредитованным удостоверяющим центром. 

Квалифицированная электронная подпись дает возможность:

  • работать на государственных порталах и в информационных системах, таких как:
    • Госуслуги;
    • ГИС ЖКХ;
    • ФНС;
    • ФТС;
    • ЕГАИС;
    • Росимущество;
    • Рособрнадзор;
    • СМЭВ;
    • Маркировка, и др.
  •  работать с системами раскрытия информации:
    • Интерфакс;
    • СКРИН;
    • АЗИПИ;
    • AK&M;
    • ПРАЙМ;
  • участвовать в государственных и коммерческих торгах на электронных торговых площадках;
  • осуществлять юридически значимый защищенный электронный документооборот и т.д.

В настоящее время электронная подпись доступна и физическому лицу, и бизнесу. В зависимости от потребностей, Вы можете пользоваться любой из перечисленных ЭЦП. 

Статьи по теме
ЭП: зачем нужно фото с паспортом

ЭП: зачем нужно фото с паспортом

Можно ли продать квартиру онлайн?

Можно ли продать квартиру онлайн?

Куда девается имущество банкротов

Куда девается имущество банкротов

Отстранить, нельзя работать

Отстранить, нельзя работать

Подпишись на рассылку
Только важные новости, никакого спама

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Go to top of page